Дата:01.06.2021
Автор:Боржемская Елена Сергеевна
Время на прочтение: 6 минут
Смена руководителя субъекта хозяйствования – юридическая процедура, регламентированная законодательством Республики Беларусь. Определение понятия «руководитель» сформулировано в части 1 статьи 252 ГК РБ.
Руководителем субъекта хозяйствования законодательно признается физическое лицо, осуществляющее руководство организацией на основании учредительных либо законодательных актов (документов), являясь, в том числе, единоличным исполнительным органом.
Должности, считающиеся руководящими, перечислены в Постановлении Совмина РБ № 643, упорядочивающему перечень полных и сокращенных наименований:
- генеральный директор;
- директор;
- начальник;
- председатель;
- заведующий;
- управляющий.
Данные о руководителе организации (предприятия) вносятся в государственные регистры, реестры и базы данных. Основанием для осуществления трудовой деятельности руководителя является трудовой либо гражданско-правовой договор.
Причины смены руководителя юрлица
По мере развития и расширения бизнеса, возникают вопросы о соответствии кадрового наполнения организации требованиям актуальной ситуации. Причин, приводящих к принятию решения о смене руководства (управляющей компании) множество.
Основания для смены руководителя юрлица:
- Личная инициатива. Говоря простым языком – увольнение с формулировкой «по собственному желанию» либо «по соглашению сторон». Пример: переезд в другой город (страну); повышение в должности; уход на заслуженный отдых и т.д.
- Инициатива учредителей. Владельцы бизнеса имеют право увольнения персонала без объяснения причин, но с обязательной компенсацией в размере трехмесячного оклада увольняемого. Ограничения, предусмотренные законодательством: наличие листка нетрудоспособности или очередного отпуска.
- Банкротство субъекта хозяйствования. В случае ликвидации или реорганизации по причине банкротства должность руководителя упраздняется автоматически.
- Смена владельца. Переход права собственности позволяет новому владельцу уволить персонал при соблюдении трудового законодательства.
- Умышленное вредительство. Грубое нарушение руководителем норм закона является основанием для немедленного увольнения в случае, если умышленное причинение ущерба предприятию доказано.
- Прочие причины. Расторжение контракта может быть предусмотрено трудовым договором или стать следствием конфликта между учредителями или сотрудниками и руководством. Побочных причин множество.
Этапы смены руководителя
Приступая к процедуре смены руководителя юридического лица (предприятия или организации), осуществляющего хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, требуется ознакомиться с учредительными документами (уставом) компании и нормативами, изложенными в Трудовом и Гражданском Кодексе РБ.
Первый этап: прекращение трудовых отношений. Хозяйственное (акционерное) общество подчиняется Уставу, принимаемому общим собранием учредителей (акционеров, участников) до регистрации юридического лица. Трудовые отношения с руководителем-сотрудником (физлицом) регулирует ТК РБ, с управляющей компанией (юрлицом) – ГК РБ.
Второй этап: заключение договора с новым руководителем. Назначение руководства производится уполномоченным органом компании (общим собранием, советом директоров, наблюдательным советом). Документ (приказ) о назначении оформляется лично новым директором (для должности управляющего процедура факультативна).
Третий этап: государственная регистрация изменений. Сведения о новом руководстве должны быть внесены в ЕГР юрлиц и ИП. Назначение нового директора является обязательным при увольнении прежнего, исключение составляют вновь созданные коммерческие организации.
Пошаговая инструкция смены руководителя юрлица
Процедура состоит из последовательности конкретных действий и мероприятий:
- действующий руководитель подает заявление о прекращении трудовой деятельности в организации;
- организация и руководитель (управляющая компания) приходят к соглашению о расторжении трудовых отношений;
- принимается решение об увольнении руководства общим собранием учредителей либо собственником предприятия;
- выпускается приказ об увольнении руководителя; директор (гендиректор) подписывает приказ собственноручно;
- выпускается приказ о приеме на работу нового руководителя;
- проводится инвентаризация имущества и обязательств;
- составляется акт приема-передачи дел компании;
- заключается договор с новым руководителем (контракт с новой управляющей компанией);
- уведомляются государственные уполномоченные регистрирующие органы;
- проводятся сопутствующие мероприятия.
При необходимости оформления на работу нерезидента Республики Беларусь (иностранного гражданина) оформляются дополнительные разрешения, переводятся и легализуются в консульстве документы, требующиеся для занятия должности.
Государственный регистрирующий орган о смене руководства организации уведомляется в обязательном порядке. Извещение налоговой инспекции, «Белгосстраха», ФСЗН и ИМНС является целесообразным, так как может потребоваться в определенных ситуациях. Переоформляются открытые «ключи» в системе электронной отчетности.
Извещение контрагентов о произошедших в организации изменениях законодательством не предписывается, но может быть предусмотрено договором с конкретным партнером и остается желательным в плане бизнес-этики.
Регистрирующий госорган определяется по территориальному признаку, в зависимости от местонахождения организации. Для предприятий – резидентов свободных экономических зон уполномоченным органом является администрация СЭЗ. Уведомление (заполненная официальная форма) должно поступить в течение 10 рабочих дней.
Оформление отношений с банком (статья № 200 Банковского Кодекса РБ) должно быть произведено в течение месяца со дня смены руководства юрлица. Предоставляется оттиск печати и карточка с образцами подписей.
Пакет документов для банка состоит из:
- копии протокола общего собрания участников (решения единственного учредителя) хозяйственного общества;
- копии приказа о вступлении нового руководителя в должность;
- копии паспорта физлица;
- карточки с образцами подписи и оттиском печати.
Инвентаризация и акт приема-передачи документов и дел
На предприятии создается комиссия, состоящая, как правило, из главного бухгалтера, замдиректора, юриста компании, главного инженера и пр. Увольняемый руководитель обязан передать дела и документы новому директору.
В перечень передаваемых документов входят:
- учредительная документация;
- оборотно-сальдовая ведомость;
- электронно-цифровые подписи (ключи);
- акт приема-передачи дел;
- и др.
Законом РБ «О хозяйственных обществах» предусмотрена типовая форма Акта приема-передачи документов и дел при смене руководства (гендиректора) предприятия (организации).
Распространенные ошибки при смене руководителя
Главная ошибка – несоблюдение сроков, установленных законодательством. Халатное отношение к срокам приводит к отказам в регистрации и банковском оформлении изменений, произошедших в организации в связи со сменой директора. В результате страдает бизнес, и сокращается прибыль.
Ошибочной является подача заявления об увольнении руководителя ООО с двумя участниками другому лицу, также являющемуся участником хозяйственного общества. Заявление подается строго самому директору и оформляется самолично.
Неверно также увольнять руководителя со всех занимаемых должностей. Бывший директор вполне может остаться рядовым инженером, если придет к соответствующему решению и соглашению.
Как избежать рисков?
Помощь грамотного юриста необходима при смене руководства в малом, среднем и крупном бизнесе. Цель консалтинга – не допустить снижения экономической эффективности, минимизировать правовые и финансовые риски, поддержать банковскую репутацию клиента и сохранить резервы.
Боржемская Елена Сергеевна
Автор статьи
Должность: юрисконсульт
Профессиональные достижения: на протяжении 12 лет является успешным и востребованным юристом. Об этом свидетельствует множество поощрений, среди которых благодарность Государственного учреждения Телекомпании ВоенТВ Министерства Обороны Республики Беларусь.