Дата: 12.10.2020
Автор: Светлана Зазерская
Поделиться
Дата:12.10.2020
Автор:Боржемская Елена Сергеевна
Время на прочтение: 8 минут
Дата: 12.10.2020
Автор: Светлана Зазерская
Это произвольный заголовок
Подобно тому, как это происходило ранее, взыскатель должен подать в обслуживающее финансовое учреждение платежное требование, которое касается должника. К платежке нужно добавить подлинник исполнительного документа. В этом качестве может выступать исполнительный лист либо приказ судебного пристава, нотариальная исполнительная подпись либо другой исполнительный документ. Важно понимать, что ответственность за исполнение несут, как взыскатели, так и должники. Это может касаться недостоверности или неправильности данных, что указаны в составленных ими рекомендациях по оплате и заявкам, а также незаконности их подачи для реализации через АИС ИДО. Помимо этого, плательщик ответственен и за незаконный возврат из АИС ИДО составленных им руководств.
Из вышесказанного понятно, что нельзя допускать неточностей в подсчете, а к процессу заполнения бумаг необходимо подходить с наивысшей долей ответственности и внимательности.
Банки являются непосредственными участниками этой системы и должны позаботиться о полном составе и достоверности сведений, которые направляются в АИС ИДО (ч. 3 п. 29 Положения). Получается, что если банк не исполняет эту обязанность, то ему могут предъявить требования о погашении убытков, что прописано в ст. 14 ГК.
Финансовое учреждение, которое получило от взыскателя платежное требование, вначале должен удостовериться, что оно составлено правильно и грамотно, затем решить принимать или отказать в приеме к реализации этого требования.
После этого платежное требование банк направляет в систему АИС ИДО (п. 23, ч. 2 п. 26 Положения). Здесь поданный документ проходит максимально внимательную проверку с помощью компьютерной программы, которая анализирует массу информации о разных счетах должника и какие требования к ним были предъявлены. Проверке подлежит предмет формальности соответствия, а также возможность произвести взыскание.
Случаи, при которых система выдает отказ во взыскании (абз. 5, 8, 9 п. 30 Положения):
Полный анализ АИС ИДО выполняет всего за 5 мин. После чего в банк в авто-режиме посылается ответ, где указано, принимается к сведению или в приеме поданной платежки отказано.
Если платежное поручение прошло проверку, то компьютерная система проводит регистрацию поданного документа.
Бывают варианты, когда должнику уже предъявлены исполнительные документы, тогда производство по ним реализуется по очереди, которая рекомендована белорусским законодательством. Необходимо заметить, что исполнение платежных поручений в границах единой очереди выполняется в зависимости от времени их поступления в АИС ИДО от взыскателей (ч. 2 п. 33 Положения). Таким образом, когда есть 2 кредитора, но дебитор располагает накоплениями, которые могут удовлетворить запрос лишь одного, то система взыскивает деньги в пользу той кредитной компании, что первая прошла регистрацию в системе.
В АИС ИДО содержатся сведения обо всех счетах, что были открыты в РБ, а также о виртуальных кошельках, принадлежащих резидентам и нерезидентам.
Далее в течение следующих 5 мин. система устанавливает общую величину долга и отправляет во все банки должника бумагу в электронном формате, которая содержит сведения о полной сумме невыполненных обязательств задолжавшего клиента.
После получения электронной бумаги со сведениями о долгах компании-клиента банковские сотрудники всего за 15 минут устанавливают присутствие либо отсутствие денег на его расчетных счетах (п. 34 Положения). В качестве исключения деньги, которые невозможно списать на основании рекомендаций закона (допустим, уполномоченный госорган принял постановление о необходимости приостановить операционные действия по счетам), а также средства, что проходят посредством системы мгновенных расчетов. К этой категории относится также применение пластиковых карточек банка, совершение действий с электронной валютой, присутствие денег на вкладах, которые невозможно отозвать (ч. 3 подп. 34.1 п. 34 Положения). После формирования отчета банк, где обслуживается клиент-должник, отправляет его назад в систему.
Как только система получает отклики от каждого банка, где у должника имеются счета, начинается формирование платежных инструкций, относительно списания всей суммы задолженности либо какой-то ее части. Финансовая структура после получения такой инструкции выполняет списание денег, которые есть у должника, в размере, что определяется инструкцией.
Следующие 5 минут отводится на то, чтобы в АИС ИДО был отослан отчет о выполнении платежной инструкции.
В результате, если на счету у должника достаточно денег, то в течение получаса с момента получения АИС ИДО платежного поручения, происходит списание нужной суммы.
В ситуации, когда денег не хватает или их вовсе нет, то в системе остаются сведения о том, что имеется неисполненная задолженность (подп. 36.2 п. 36, п. 38 Положения). В дальнейшем поступление на счет должника денег будет отслеживаться посредством отправки запроса в АИС ИДО о том, что долгов у конкретного плательщика, который собирается выполнить расходную операцию, не имеется.
Очевидным преимуществом системы АИС ИДО является возможность реализации обязательств в валюте. В ситуации, когда на счетах в валюте нет денежных средств, списание будет произведено со счетов, что открыты в национальной валюте с учетом курса, который устанавливает Нацбанк (абз. 3 ч. 2 подп. 34.2 п. 34; п. 37, 38 Положения). Раньше данное списание осуществлялось по курсам коммерческих финансовых структур.
Систему АИС ИДО называют «одно окно» для выполнения обязательств. И это действительно так, ведь она придумана, чтобы ликвидировать одну значительную погрешность предшествующей системы, а именно: исключить неоднократное списание денег по одному исполнительному поручению, устранить человеческий фактор и теоретически избавиться от неточностей при взысканиях всех видов.
Одновременно с тем, практика свидетельствует, что конфликтные ситуации при использовании АИС ИДО порой имеют место быть. Допустим, может произойти случайная блокировка клиентского счета или деньги списываются неправильно. Как утверждают сотрудники Нацбанка, оплошность в бесспорном взыскании вероятна лишь у взыскателя. По мнению регулятора, система АИС ИДО попросту не в состоянии допустить неточность.
Однако если все-таки погрешность допущена, то клиенту, чтобы уточнить, что случилось, или возвратить деньги по любому придется обращаться к взыскателю, и только в некоторых вариантах – к бенефициару. Получается, что регулятор отстранился от урегулирования проблемных ситуаций и клиентам необходимо подавать заявления о возвращении денег к одной из структур: судебному исполнителю, обслуживающее банковское упреждение либо к взыскателю. Стоит отметить, что срок получения ответа на такие обращения может составить 15 дней, а лишаться этого времени для решения проблемы обходится предприятию весьма недешево.
Какие риски возникают при отсутствии юридической поддержки в IT-бизнесе?
Регистрация ИП или ООО: Какой вариант выбрать и почему
Лицензирование в мире азартных игр: Как сделать ваш бизнес законным и процветающим
Шаги к мирному разрешению: Искусство досудебного урегулирования
Как оформить юридическое лицо
5 самых популярных вопросов о контрактах
Преимущества абонентского юридического обслуживания для бизнеса: экономия и надежность
Защита интеллектуальной собственности: как юридические консультации помогают бизнесу
Изменение наименования организации в Республике Беларусь: процедура и требования
Процедура ликвидации и реорганизации предприятий в Республике Беларусь
Процесс реорганизации ООО в АО: шаги, особенности, и правовые аспекты
Основные виды реорганизации юридических лиц в Республике Беларусь
Продолжая, Вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и подтвержаете, что прочли наше Положение о конфиденциальности и использовании файлов cookie.